Визуальное программирование
Урок 1: "Знакомство"
На этом уроке мы познакомимся с визуальным языком программирования Scratch! Мы узнаем, как пишутся программы на Scratch, как и какие команды в нем писать и даже напишем первую программу!
Goo Goo School
Котики тоже прогают!
Scratch: что, зачем и как?
Scratch - визуальный язык программирования!
Вместо рукописного кода, программа складывается блок за блоком: как пазл!

Scratch

Визуальные языки программирования идеально подходят для начала изучения программирования, особенно с детства!
Наверняка вы когда-нибудь складывали пазл: нужно соединить кусочки так, чтобы получилась красивая логичная картинка. Можно соединить кусочки между собой неправильно, и тогда картинка перепутается: например, у котика вместо хвостика будет лапка.

Поэтому мы начинаем со Scratch - это практически тот же пазл, но для программирования. Складывая блоки (кусочки) программы в правильном логичном порядке, наша программа будет работать верно!

Давайте наглядно посмотрим разницу, сравнив текстовый язык программирования (например, Python) и Scratch!
Goo Goo School
Но у меня лапки...
Код на Python может пугать и вводить в ужас, но он кажется таким сложным только на первый взгляд. Поэтому мы начинаем изучать программирование в Scratch - так мы плавно изучим основы логики и построения алгоритмов.
А отговорка "у меня лапки" не для нас: наш кот Царапка (он же Scratch, вот так!) будет уметь все ;)
Определение:
Алгоритм - это последовательность некоторых действий. Даже в нас самих есть множество алгоритмов, просто мы не задумываемся о них: их выполняет мозг! Например, чтобы взять стакан, нам сначала нужно поднять руку, потом согнуть ее в локте, взять кружку в руку, сжать кружку в руке, поднять руку. Все это - алгоритм! Программа - тоже алгоритм, но крупнее и состоит из других алгоримтов.
Пора переходить к практике!
Где найти Scratch и как его установить?
Scratch прекрасный язык визуального программирования - можно не только скачать версию для компьютера, но и работать из браузера. Мы рекомендуем последний вариант, так как это удобнее всего!

Чтобы открыть Scratch - перейдите по ссылке и нажмите "Начать создавать". Там же можно найти версию для загрузки на компьютер.
Определение:
Спрайт - это объект в Scratch. Им может быть наш персонаж (Царапка, Богатырь, баскетболист и др.) или объект (ящик, мяч, меч и др.). Все спрайты можно программировать - в этом их особенность. Также можно программировать фон, но это мы разберем уже на следующих уроках.
Давайте писать первую программу!
Как создавать программы на Scratch? Учимся на практике!
Как уже вы читали ранее, в Scratch программирование похоже на сборку пазла. Чтобы собрать программу, нужно схватить (навестись мышкой и зажать левую клавишу мыши) блок и перетащить его на область программирования и отпустить. Если мы хотим соединить два блока, нужно взять другой блок, также перенести его на рабочую область и навестись на наш первый блок. Блок подсветится по краям, что даст нам знать, что мы соединяем блоки!

Важно! Блоки команд выполняются друг за другом сверху вниз: сначала выполнится верхняя команда, потом нижняя. Поэтому выставляйте свои блоки в верном порядке! Пример показан на видео справа - там же первая программа :)
Пишем первую программу на Scratch!
На видео наглядно показано, как перетаскивать блоки, собирать программу и запускать ее! Здесь мы пишем нашу первую программу: движение спрайта вперед, ожидание и поворот с движением вниз.

Блок "Флажок" находится в желтом меню (События), движение и поворот - темно-синее меню (Движение), а таймер - в оранжевом (Управление). Достаточно просто щелкнуть по нужному цвету меню и можно посмотреть все блоки. Или листать список блоков с помощью колесика мыши!
Попробуем сами?
Задача для самостоятельного выполнения
Нужно написать программу для Царапки (спрайта), чтобы он прошелся по квадрату со стороной 50 шагов. То есть царапке нужно делать 50 шагов, ждать 1 секунду, поворачивать и снова идти 50 шагов.
Попробуй написать такую программу в Scratch!
Goo Goo School
Вперед в будущее!
Тест по уроку №1
Давай проверим, как мы освоили материал? Этот тест поможет тебе оценить уровень понимания материала и найти точки роста. Не всегда все получается с первого раза - и это нормально! Главное усердно учиться и стараться углубляться в материал.

Помни: за каждым маленьким шагом стоит огромная дорога ♡

Начать тест!
Scratch в программировании - это...
Python неотразим, поэтому у него нет копий :)
Абсолютно верно!
Scratch действительно имя главного спрайта, но в IT котик лишь изображение
Дальше
Проверить
Результаты!
Спрайт - это...
В Scratch есть кисти, но мы с ними познакомимся позже.
Хороший ответ, но его можно только выпить - на нем игру не напишешь ;)
Умничка, так и есть!
Дальше
Проверить
Результаты!
Каким цветом обозначаются блоки движения?
Жлетым цветом в Scratch обозначены блоки событий
Ура, все правильно!
Оранжевые блоки - блоки управления
Зеленым в Scratch обозначены математические операции
Дальше
Проверить
Результаты!
За что отвечает блок "Флажок"?
Необязательно - этот блок запускает весь алгоритм, который мы присоединили к нему.
Так точно!
Наоборот - запускает ее :)
Дальше
Проверить
Результаты!
В каком меню можно найти блок таймер?
Дальше
Проверить
Результаты!
Да у тебя все впереди!
Плохого результата не бывает! Давай еще раз посмотрим урок и пройдем тест, чтобы закрепить материал?
Пройти еще раз
Ты на верном пути!
Умничка! Осталось немного повторить тему урока, чтобы одолеть этот тест :)
Пройти еще раз
Огонь!
Отличный результат! Можно смело лететь в космос!
Пройти еще раз